Стремление к независимости или стремление к новизне

Автор: | 23/01/2008

Можно сколь угодно долго упорствовать в желании быть независимым от окружающих, но фактически стать таковым невозможно. Причина в том, что прекратив взаимодействие с себе подобными, мы прекращаем быть человеком, так как человек – существо социальное. А желание независимости – это всего лишь принятая нами в извращенной форме потребность внутренней свободы, и более ничего.

Потребность быть вместе с окружающими имеет вескую причину. Один, даже очень сильно «упакованный», будет волноваться, что чего-то не досмотрел,

vidab.jpg

Рис. Пример различия видения одной и той же группы объектов.

а этот недосмотр позже может обернуться катастрофой, а большой или маленькой катастрофой – для психики не имеет значения, потому что любая потеря есть сигнал к переходу в режим экономии энергии и сдерживания активности, то есть в отдых и развлечения. Кстати, даже само ожидание возможности потерь заставляет сократить инициативную активность до минимума, который фактически заключается только в выполнении долга и реагировании на возможные и фактические неприятности.

Потребность во внутренней свободе, не только в её наличие, но и в постоянном увеличении уровня внутренней свободы, определяется потребностью продления жизни. Ведь более свободное внутреннее состояние дает возможность более точному протеканию обменных процессов, а значит более полному возобновлению жизни.

А так как окружающие люди постоянно обращаются с какими-то просьбами, а то и требованиями, то при неорганизованных взаимоотношениях, это вносит ощутимые напряжения во внутреннее состояние.

До сих пор основными способами взаимодействия между людьми были способы поддержания внутреннего состояния «просителя» или «властелина», то есть и само состояние, и мыслеобразы, соответствовали определяемым ими действиям: либо попросить, либо заставить. Лишь с развитием рыночных отношений начал развиваться другой способ взаимодействия – способ взаимной полезности, способ взаимного удовлетворения потребностей. Хотя он существовал всегда, но большинство из нас пыталось его игнорировать, особенно в нашей стране с её общинным менталитетом.

В связи с этим в нас укоренилось на рефлекторном уровне исполнение двух ролей: просителя и властелина. Причем мы никогда не задумываемся над тем, в каких случаях какую роль выполнять, если сразу «по перьям», по внешнему виду и принятым в этом обществе аксессуарам, не видно кто перед тобой, то выполняешь привычную роль, кто проситель, а кто властелин, а уж потом корректируем при необходимости.

Однако пока еще в большинстве своем принцип взаимной полезности только провозглашается. Большинство людей даже не понимают на кого они работают, и для кого должны быть полезны. Каждый старается свою реальную полезность подменить демонстрацией таковой, демонстрацией возможности быть полезным. Связано это с тем, что в идеологии цивилизации пока не укоренилась идея о том, что каждый человек является хозяином своей жизни, что только от конкретного человека, от его действия или бездействия зависит все, что он имеет, и все, что он будет иметь, в том числе его внутреннее состояние и сама его жизнь.

Поэтому идея возможности продления жизни, то есть системного ведения деятельности по улучшению существующего и происходящего, в каждой мысли и в каждом действии, как единственная возможность объединить все существующие разновидности потребностей, не получила еще достаточного распространения, а заменяется пока поиском таблеток и эликсиров жизни. Хотя при этом не учитывается главный фактор – зачем в этом мире субъект, который ничего полезного для окружающего мира не делает и поэтому никому не нужен, часто и самому себе, а его желание жить это всего лишь бегство от страха смерти.

Понимание того, что жизнь и ее продление зависит только от меня, волей или неволей заставляет придти к пониманию, что для ее реализации одних моих знаний и усилий не всегда достаточно, чтобы реализовывать эту задачу во всей полноте. Даже одного наблюдателя, как видно из рисунка недостаточно, чтобы получить полноту видения происходящего. В коллективе единомышленников, все, чем пользуются все, за тем все и смотрят, поэтому кто-то да увидит вовремя неблагоприятную тенденцию, не успевшую перерасти в катастрофу. А уж тем более имея нацеленность постоянно наблюдать происходящее для поиска путей изменения происходящего к лучшему, совместное видение даст возможность увидеть более точный и объективный путь для таких изменений к лучшему.

Следующим выводом становится вывод о том, что необходимо наличие такого коллектива людей, в котором нет места ни «просителям», ни «властелинам». Есть только люди, каждый из которых реализует задачу продления жизни путем системного изменения возобновления структурных составляющих жизни на более качественном уровне и с использованием более экономичных процессов, что достигается путем развития индивидуальных возможностей разума и объединения этих индивидуальных возможностей в структуру коллективного разума, способного решать все более и более сложные жизненные задачи.

При таком подходе любая проблема превращается в интересную задачу.

Одной из них является неиспользования ролей просителя и властелина.

Раздел: Без рубрики